Прокурор Кольского района информирует, что взыскать долги по заработной плате возможно без суда (Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации).
Федеральным законом от 02.12.2019 № 393-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым государственный инспектор труда наделен полномочиями принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, при условии неисполнения работодателем в срок предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства.
Данное решение инспектора труда является исполнительным документом, который составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Государственный инспектор труда в течение 3 рабочих дней после принятия решения о принудительном исполнении направляет его работодателю заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель имеет право обжаловать данное решение в суд в течение 10 дней со дня получения.
Федеральный закон № 393-ФЗ также предусматривает, что в случае если данное решение не исполнено и истек срок его обжалования, государственный инспектор труда направляет экземпляр на исполнение в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России в форме электронного документа.
Данный закон предусматривает исключения из установленного порядка. Так, указанный порядок не распространяется на взыскание в виде заработной платы и других выплат лицам, занимающим руководящие должности в банке и его филиале, контролирующим банк лицам, членам совета директоров (наблюдательного совета) банка, членам коллегиального исполнительного органа банка.
Изменения в Трудовой кодекс РФ вступают в силу 13 декабря 2019 г.
2) Прокурор Кольского района информирует, что утверждены Правила организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» опубликовано 04.12.2019 на Официальном интернет–портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/.
Государственный надзор в области обращения с животными осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные подразделения в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемыми международными договорами.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обеспечивает государственный надзор в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.
Надзор осуществляется как в отношении юридических, так и физических лиц, путем проведения плановых и внеплановых (документарных и выездных) проверок.
В целях выявления нарушений физическими лицами представители уполномоченных органов проводят осмотры (плановые или рейдовые) земельных участков, особо охраняемых природных территорий, территорий рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой, спортом, мест розничной торговли и оказания услуг, мест проведения выставок животных, на которых физические лица – владельцы животных содержат и (или) используют животных.
Проверки в отношении физических лиц – владельцев животных проводятся при поступлении в орган государственного надзора заявлений граждан, юридических лиц, информаций от органов власти и местного самоуправления, а также при выявлении в средствах массовой информации публикаций, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения либо о причинении вреда жизни или здоровью граждан и (или) животных.
В случае выявления жестокого обращения с животным, признаваемым преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, копия акта проверки направляется в правоохранительные органы для принятия мер в рамках установленном компетенции.
При наличии сведений о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного надзора физические лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
3) Прокурор Кольского района о порядке ознакомления осужденного с материалами проверки по его обращению в органы прокуратуры.
Требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» закреплено право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения.
Пунктами 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, предусмотрена возможность ознакомления гражданина с материалами проверки, которая осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Заявитель либо его представитель, которым может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя, по письменному заявлению вправе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах, не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Осужденные к лишению свободы, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в силу своего положения, на законных основания ограничены в реализации ряда конституционных прав, поэтому не могут прибыть в органы прокуратуры для ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения их обращений.
Исходя из изложенного, прокурор, не отказывая заявителю в возможности ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, вправе сообщить ему о возможности ознакомления с материалами проверки через своего представителя, а также лично после освобождения из мест лишения свободы.
4) Особенности недобровольной госпитализации граждан в противотуберкулезную организацию
Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 26.11.2019 № 50 разъяснены особенности недобровольной госпитализации граждан в противотуберкулезную организацию.
В частности, акцентировано внимание на том, что применение мер государственного принуждения должно осуществляться в строгом соответствии с процессуальными правилами, гарантирующими достижение целей таких мер и исключающими возможность произвольного или несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке может быть подано в отношении следующих лиц: гражданина, больного заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушающего санитарно-противоэпидемический режим; гражданина, умышленно уклоняющегося от обследования в целях выявления туберкулеза (лица с подозрением на туберкулез, лица, находящегося или находившегося в контакте с источником туберкулеза) или гражданина, умышленно уклоняющегося от лечения туберкулеза (больного туберкулезом).
Умышленное уклонение гражданина с подозрением на туберкулез от прохождения обследования или умышленное уклонение больного туберкулезом от лечения может быть установлено в случае, если в отношении гражданина имеется первичная медицинская информация соответственно о возможном либо имеющемся заболевании туберкулезом и он был предупрежден о необходимости прохождения обследования или дополнительного лечения, но без уважительных причин не прошел соответствующее обследование или лечение.
Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается руководителем медицинской противотуберкулезной организации, представителем такой организации, наделенным полномочием на подачу административного искового заявления в суд, либо прокурором.
В целях охраны жизни и здоровья граждан, присутствующих в здании суда, судей и работников аппарата суда судебное заседание по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке при наличии технической возможности может проводиться путем использования систем видеоконференц-связи суда и медицинской противотуберкулезной организации либо судом может быть назначено выездное судебное заседание в соответствующей медицинской противотуберкулезной организации, в которой обеспечены условия безопасного нахождения судьи, секретаря судебного заседания и участников судебного разбирательства.
С учетом того, что материалы административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке содержат сведения, составляющие врачебную тайну, по ходатайству административного ответчика или его представителя разбирательство по таким делам может осуществляться в закрытом судебном заседании.
Если по результатам рассмотрения административных исковых требований не установлены факты наличия у гражданина заразной формы туберкулеза и неоднократного нарушения им санитарно-противоэпидемического режима либо не установлен факт умышленного уклонения гражданина от исполнения возложенной на него законом обязанности по прохождению обследования и (или) лечения, судом принимается решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Срок госпитализации определяется судом исходя из времени, необходимого для обследования и (или) лечения административного ответчика, с учетом представленных административным истцом сведений о состоянии здоровья административного ответчика, требующемся курсе обследования и (или) лечения. В целях определения срока госпитализации судом может быть получена консультация специалиста.
Установленный в решении суда срок, до истечения которого может осуществляться госпитализация, начинает течь со дня помещения гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию. При этом помещение включает период доставления гражданина в соответствующую организацию.
При достижении целей обследования и (или) лечения до истечения установленного судом срока госпитализация в недобровольном порядке может быть прекращена по решению руководителя медицинской противотуберкулезной организации.
5) Прокурор района об ответственности за повторное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 114-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ранее статья 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривала ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, в виде административного штрафа вплоть до 200 тысяч рублей.
Согласно внесенным поправкам, указанная статья дополнена частью 2, которая усиливает ответственность за повторное совершение данного нарушения. Исключение - повторное самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам. За это деяние предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет (статья 215.3 УК РФ).
6) Прокурор Кольского района о том, какая ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и сборов физическими лицами и организациями.
За совершение налоговых правонарушений к ответственности привлекаются организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста (статья 107 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц (в том числе ИП) уголовное наказание наступает в случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере на сумму свыше 900 тыс. рублей, либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 2,7 млн. рублей; а в особо крупном размере - более 4,5 млн. рублей, либо сумма превышающая 13,5 млн. рублей.
Для налогоплательщиков - юридических лиц уголовное наказание наступает в случае неуплаты в крупном размере, суммы- 5 млн. рублей, либо 15 млн. рублей; а в особо крупном размере, сумма более 15 млн. рублей, либо превышающая 45 млн. рублей.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом по ст. 198 УК РФ или юридическим лицом по ст. 199 УК РФ. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» (ч. 2 ст. 199 УК РФ) - 6 лет.
За что предусмотрена административная ответственность?
За нарушение сроков представления налоговой декларации должностными лицами предусмотрено предупреждение или административный штраф от 300 до 500 рублей (статья 15.5 КоАП РФ).
7) Прокурор Кольского района о том, на какие цели можно потратить средства материнского капитала.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г.
При этом материнский капитал можно потратить исключительно на следующие цели:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) начиная с 01.01.2018 второго ребенка.
При принятии решения о приобретении жилья на основании договора купли-продажи необходимо учитывать особенности использования материнского (семейного) капитала.
Лицо, которое приобрело жилье на средства материнского капитала обязано оформить указанное жилое помещение в общую собственность детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих) с определением размера долей по соглашению.
Указанное обязательство оформляется нотариально, где указывается срок регистрации такого права.
Размер долей определяется по соглашению сторон. Закон не устанавливает ограничения относительно порядка распределения долей, они могут быть определены любым способом, но собственниками.
8) Прокурор Кольского разъясняет, как защитить права работников предпенсионного возраста.
В связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации в части увеличения возраста выхода на пенсию, с 2019 года женщины приобретают право на получение пенсии по старости по достижении возраста 60 лет, мужчины - 65 лет.
Под предпенсионным возрастом понимается период в течение пяти лет, до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно.
По заявлению работников, работодатель обязан освободить их от работы на два рабочих дня раз в год для прохождения диспансеризации. При этом в указанные дни за работниками сохраняется средний заработок (ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Помимо этого, законодатель установил ответственность за нарушение трудовых прав работников предпенсионного возраста.
Так, за необоснованное увольнение работников в связи с достижением предпенсионного возраста предусмотрена уголовная ответственность по ст. 144.1 УК РФ. Данная ответственность также наступает, если работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию в связи с достижением предпенсионного возраста и уволил по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46). Кроме того, аналогичная ответственность предусмотрена за необоснованный отказ в приеме на работу такой категории граждан.
Санкция статьи за совершение указанного преступления предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов.
9) Прокурор Кольского района информирует, что делать, и куда обращаться, если пропал несовершеннолетний ребенок?
Розыскные мероприятия должны начаться незамедлительно. Не нужно ждать ни 24 часа, ни трое суток, прежде чем сообщить о том, что пропал ребенок. Необходимо сразу обратиться в ближайший отдел полиции.
Обязательно требуйте регистрацию заявления, приложите к нему свежую фотографию. При описании пропавшего ребенка обязательно укажите его особые приметы, наличие хронических заболеваний, опишите его одежду, особенности поведения и образа жизни. Как можно подробнее расскажите об обстоятельствах исчезновения ребенка.
Напомню о том что, с этого года были расширены полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Теперь, в случае поступления сообщения о пропаже несовершеннолетнего ребенка, при наличии письменного согласия одного из его родителей орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, уполномочен в течение 24 часов с момента поступления такого сообщения получать информацию о местоположении абонентского устройства (телефона и др.), находящегося у несовершеннолетнего, и данные о его соединениях с иными абонентами и их номерами путем снятия информации с технических каналов связи. Так же у оперативников будет доступ к информации о том, на какие номера звонил пропавший подросток.
10) Прокурор Кольского района информирует, что изменились правила подачи исковых заявлений в суд
1 октября 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 20.11.2018 № 451-ФЗ, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Так, к исковому заявлению, направленному в судебный орган истец должен приложить уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В исковом заявлении необходимо будет указывать следующие сведения об ответчике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации - наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.
В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу.